ҰЛТ ҰСТАЗЫ

АХМЕТ БАЙТҰРСЫНҰЛЫ

Петиція казаховъ («Каркаралинская петиция»)

Въ виду предполагаемаго обсужденія на уездныхъ съездахъ выборщиковъ вопросовъ, возбужденныхъ прошлогодними петиціями казаховъ, поданными на Высочайшее имя, мы перепечатаемъ ниже петицію казаховъ Каркаралинскаго уезда.

Казахи Каркаралинскаго уезда, обсудивъ свои нужды на съезде, бывшемъ въ іюне, составили записку о своихъ нуждахъ, посланную согласно Высочайшаго указа 18-го февраля текущаго года въ советъ министровъ. Обрисовавъ современное положеніе казаховъ, какъ известно, добровольно перешедшихъ въ русское подданство, записка находитъ, что для проведенія и предоставленія народу возможности поднять своё экономическое положеніе необходимо устраненіе нижеследующихъ недостатковъ нынешняго управленія казахскимъ краемъ и принятіе соответствующихъ современнымъ условіямъ жизни населенія меръ:

1) По действующему «степному положенію 25-го марта 1891 года» духовныя дела казаховъ находятся въ веденіи министра внутреннихъ делъ. Местная администрація за последнее время приняла рядъ репрессивныхъ меръ.

Напримеръ, въ 1903 году были произведены обыски у известныхъ казаховъ въ петропавловскомъ, кочетавскомъ, павлодарскомъ и семипалатинскомъ уездахъ, и при этомъ были арестованы библіотеки, до сихъ не возвращенныя хозяевамъ ихъ. Причемъ, казахи Кокчетавскаго уезда Наурузбай Таласовъ и Шаймарденъ Косчигуловъ4 были административно высланы – первый въ Енисейскую губернію, второй – въ Якутскую область за религіозныя убежденія. По 99 статье «степного положенія» на открытіе медресе (школъ) и постройку мечетей требуется разрешеніе степного генералъ-губернатора. Между темъ, не только не разрешается открытіе новыхъ школъ и постройка мечетей, но администрація закрыла существующія школы при мечетяхъ въ городахъ Семипалатинске и Кокчетаве.

По тому же «степному положенію» веденіе метрическихъ книгъ находится въ рукахъ аульнаго (сельскаго старосты), почти всегда безграмотнаго. При полученіи заграничнаго паспорта крестьянскіе начальники задерживаютъ за недоимки, оставшіяся за обществомъ и волостью.

Въ виду изложеннаго, необходимы: свобода совести, организація особаго для казаховъ Степного края выборнаго духовнаго управленія, независимаго отъ ведомствъ, установленіе явочнаго порядка постройки школъ и мечетей и отмена цензуры на духовныя книги на казахскомъ, татарскомъ и арабскомъ языкахъ, передача метрическихъ записей въ органы духовнаго управленія и установленіе законнаго порядка выдачи заграничныхъ паспортовъ.

2) Съ 1902 года въ Степномъ крае открыты такъ называемыя аульныя школы для казахскихъ мальчиковъ. Въ этихъ школахъ преподаваніе ведётся на русскомъ языке. Казахи просили, чтобы въ означенныхъ школахъ преподавалась также казахская грамота, но въ этомъ имъ было отказано. Въ школахъ этихъ учатъ казахскихъ детей писать казахскіе слова русскими буквами, которыя не передаютъ казахской фонетики.

Отказъ въ ходатайстве иметь учителя для преподаванія казахской грамоты и введеніе русскаго алфавита въ казахское письмо казахи поняли въ томъ смысле, что аульныя школы преследуютъ не цели просвещенія, а что-то неизвестное, и вследствіе этого они отказывались отдавать своихъ детей въ эти школы.

Первый комплектъ учениковъ въ аульныя школы набирался подъ давленіемъ административныхъ властей изъ детей бедныхъ казаховъ или изъ сиротъ, родственникамъ которыхъ общество отпускало особую сумму, то есть учениковъ въ аульныя школы нанимали.

Съ начала 1880 годовъ во всехъ городахъ Степного края существовали интернаты для казахскихъ детей, где, при среднемъ комплекте на интернатъ 30 человекъ, жили 300 человекъ, которые учились въ приходскихъ и городскихъ училищахъ. Въ 1890 году интернаты были преобразованы въ сельскохозяйственныя школы, въ которыхъ не было и до сихъ поръ нетъ никакой потребности въ степи.

Несмотря на 15-летнее существованіе сельскохозяйственныхъ школъ, изъ нихъ не вышелъ ни одинъ сельскій хозяинъ и ни одинъ профессіональный работникъ по сельскому хозяйству. Какъ ученики сельскохозяйственныхъ школъ, такъ и ученики бывшихъ интернатовъ составили контингентъ интеллигентныхъ казаховъ, въ чёмъ нельзя не видеть потребности въ казахской степи въ общемъ, а не въ профессіональномъ образованіи.

Съ 1890 года упразднёнъ казахскій пансіионъ при омской гимназіи, въ которой воспитывались 25 человекъ. Немногіе казахи, получившіе высшее образованіе, воспитанники этого пансіона. Ученики упомянутыхъ интернатовъ и сельскохозяйственныхъ школъ продолжали своё образованіе въ омской центрально-фельдшерской и ветеринарныхъ школахъ.

Казахскіе дети съ закрытіемъ гимназическаго пансіона потеряли возможность поступить въ гимназію, следовательно, получать высшее образованіе.

Местная администрація, в распоряженіи которой находятся казахскія стипендіи, находитъ возможнымъ выдавать эти стипендіи не казахскимъ детямъ, а детямъ другихъ сословій.

Между темъ, спросъ со стороны казахскаго населенія на образованіе огромный, о чёмъ свидетельствуетъ масса казахскихъ детей, обучающихся въ городскихъ училищахъ на свои средства, несмотря на обременительность этого расхода для казахскаго скотоводческаго хозяйства.

Въ виду изложеннаго, необходима правильная постановка просветительнаго дела въ казахской степи, для чего нужны: допушеніе въ аульныхъ школахъ преподаванія казахской грамоты, преподаваніе въ этихъ школахъ на языке детей и обязательное изученіе государственнаго языка; возстановленіе упразднённыхъ интернатовъ и пансіона при омской гимназіи, а также открытіе пансіона для казахскихъ детей при семипалатинской гимназіи: увеличеніе числа существующихъ стипендій для поступленія въ профессіональныя школы и въ высшія учебныя заведенія.

Для немедленнаго удовлетворенія выше намеченныхъ просветительныхъ нуждъ могъ бы служить земскій капиталъ казаховъ Семипалатинской области, достигшій 80,000 рублей и находящійся въ распоряженіи местной администраціи, которая безпроцентно ссужаетъ этимъ капиталомъ третьихъ лицъ, напримеръ, выдана безпроцентно ссуда въ размере 47,000 рублей на 23 ½ года на постройку дома для военнаго губернатора Акмолинской области.

3) Для выясненія текущихъ нуждъ казахскаго народа необходимо изданіе газетъ на казахскомъ языке, для чего потребуется установленіе явочнаго порядка на изданіе газетъ безъ предварительной цензуры и на открытіе типографій.

4) За последніе 15 летъ происходитъ колонизація Степного края. Съ каждымъ годомъ земли, находящіяся въ пользованіи казаховъ, уменьшаются. Скотоводческое хозяйство по своему существу, не можетъ быть не экстенсивнымъ и требуетъ обширныхъ пастбищъ для своего существованія. Подъ переселенческіе участки отнимаются лучшія угодья и пресноводные источники, поэтому необходимо признать земли, занимаемыя казахами, ихъ собственностью.

5) Управленіе государственными имуществами въ Степномъ крае производитъ отмежеваніе дачъ – единственнаго владенія казны, при этомъ казаховъ выселя- ютъ отъ ихъ прадедовскихъ зимовокъ. Въ виду этого, необходимо, чтобы казаховъ не выселяли при отмежеваніи указанныхъ дачъ, и оставлялось защитная полоса, ширина которой должна быть определена при участіи казаховъ.

6) Действующее «степное положеніе» не соответствуетъ современнымъ условіямъ казахской жизни.

Не вдаваясь въ подробности, можно указать на статью 120 «степного положенія», по которой земли признаются находящимися въ общественномъ пользованіи, между темъ зимнія пастбища, называемыя «қыстау», служатъ предметомъ дара или продажи по желанію единственнаго хозяйна или несколькихъ кибитко- владельцевъ. Поэтому необходимо измененіе «степного положенія» при участіи депутатовъ изъ казаховъ, безъ чего оно будетъ безжизненно.

7) Въ волостныхъ канцеляріяхъ делопроизводство ведётся на русскомъ языке. Вследствіе отсутствія контроля со стороны населенія, последнее служитъ предметомъ эксплоатаціи писаря, волостного управителя (волостного старшины).

По особому распоряженію степного генералъ-губернатора приговоры и решенія на чрезвычайныхъ съездахъ народныхъ судей пишутся на русскомъ языке, что ведётъ къ необычайному злоупотребленію писаря вследствіе отсутствія контроля судей и сторонъ.

По штату действующаго «степного положенія» полагаются переводчики казахскаго языка въ уездахъ и областныхъ правленіяхъ.

Между темъ, местная администрація должность переводчика замещаетъ русскими чиновниками, не знающими казахской грамоты, а иногда языка, прибегая, въ случае надобности къ услугамъ третьихъ лицъ.

Иные крестьянскіе начальники не принимаютъ прошеній на казахскомъ языке, что заставляетъ казаховъ обращаться къ подпольнымъ адвокатамъ безъ всякой пользы для своего дела.

Въ интересахъ казаховъ необходимы: введеніе делопроизводства въ волостныхъ канцеляріяхъ и въ народныхъ судахъ на казахскомъ языке, замещеніе должности переводчиковъ людьми, знающими казахскій языкъ и грамоту, и возстановленіе нарушенныхъ правъ казаховъ – подавать прошенія на своемъ родномъ языке.

8) Необходимымъ условіемъ правильнаго отправленія правосудія является знаніе судомъ языка народа, которому онъ служитъ.

Между темъ, въ казахской степи служатъ судьями и следователями русскіе, незнающіе языкъ народа, а казахи-юристы почему-то не назначаются въ уезды съ казахскимъ населеніемъ, отъ чего страдаетъ дело правосудія въ Степномъ крае!

Поэтому необходимо, чтобы судьи знали казахскій языкъ и чтобы былъ введёнъ судъ присяжныхъ въ казахской степи.

9) Въ 1903 году въ Степномъ крае сталъ действовать институтъ крестьянскихъ начальниковъ, которые не принеся никакой пользы населенію, увеличили число чиновниковъ: вместо одного уездного начальника на уездъ стало ихъ четыре, отчего увеличились административныя стесненія населенія. Въ 1905 году обещанъ также институтъ урядниковъ,5 въ услугахъ которыхъ степь никогда не нуждалась и не нуждается.

Въ виду этого необходима отмена институтовъ крестьянскихъ начальниковъ и урядниковъ.

10) На основаніи 17 статьи «степного положенія» степной генералъ-губернаторъ имеетъ право высылать казаховъ въ административномъ порядке. Такъ какъ отъ примененія означенной статьи пострадала масса невинныхъ лицъ, то въ интересахъ законности и права необходима отмена этой статьи съ установленіемъ законной ответственности за преступленіе предъ судомъ.

11) Высочайшимъ рескриптомъ 18-го февраля текущаго года Царь съ высоты Престола возвестилъ, что Онъ созываетъ «достойнейшихъ доверіемъ народа облеченныхъ людей» въ русское законодательное собраніе.

Для защиты интересовъ и правъ казахскаго народа необходимо участіе его депутатовъ въ означенномъ законодательномъ собраніи.

Это ходатайство подписано 14,500 казахами.